Юридические нюансы наличия тонировки 

Тонировка задних фонарей автомобиля
04.08.2016
Тонировка авто своими руками 
04.08.2016

Юридические нюансы наличия тонировки 

С 2015 года в России действуют новые правила техосмотра. Согласно техническому регламенту, лобовое стекло легковых автомобилей должно иметь светопропускную способность не менее 75%. Передние боковые стекла – не менее 70%. Остальные стекла авто не регламентируются по уровню прозрачности (проще говоря, можете их заклеить хоть наглухо). Однако заднее стекло можно затемнять полностью только при наличии в автомобиле зеркал заднего вида по обеим сторонам. Есть и еще один нюанс – верх лобового стекла разрешено тонировать, но полоска не должна превышать 14 см в ширину от края. 

Но законы созданы для того, чтобы их нарушать, считают многие автомобилисты. В масштабах РФ это миллионы автолюбителей. А за нарушение предусмотрено наказание. В отношении тонировки это может быть штраф и арест транспортного средства. Но сотрудники ГИБДД пользуются неосведомленностью большинства водителей и сами с успехом нарушают правила, которые должны соблюдать.

Сразу отметим, что добиться тонировки по ГОСТу практически невозможно. Дело в том, что даже сверх качественное новое автостекло снижает проходимость световых лучей на 10%. Через несколько лет эксплуатации этот показатель достигает 15-20%. На тонировочный тюнинг, в рамках законодательства, практически ничего не остается. Поэтому, перед тем как решиться на затемнение своего авто, проверьте степень светопропускания стекол вашего транспорта.

Что касается зеркальной тонировки, то техническим регламентом она не запрещена, но имеется постановление российского Правительства еще 1993 года. Данный документ ее запрещает, чем пользуются гаишники. Судиться по такому спорному моменту с ГИБДД крайне сложно. Хотя здесь вопрос уважения к тем, кто движется по дороге следом за вами. При определенных обстоятельствах блик от зеркальной тонировки может мгновенно ослепить до полной темноты в глазах.

Правила замера светопропускания

Водители с тонированными стеклами обязательно должны быть знакомы с Приказом МВД №1240. Он регламентирует условия, которые должны быть соблюдены при замере светопропускной способности автомобильных стекол.

  1. Измерение светопропускания автостекол выполняется только на стационарном посту ДПС.
  2. Контроль осуществляет исключительно инспектор технического надзора ГИБДД. Эта должность должна быть записана в его служебном удостоверении, которое он должен предъявить по требованию водителя.
  3. Замер производится с использованием приборов технического диагностирования, внесенных в Государственный реестр средств измерений. При этом прибор должен иметь сертификат соответствия и отметку в нем о дате поверки, как последней, так и следующей.
  4. Диагностирование выполняется только на чистом и сухом стекле. Иными словами, в дождливую погоду подобные замеры выполнять нельзя, так как показания будут некорректными.

Итак, вы знаете теперь, что остановить ваше тонированное авто для установления светопропускной способности стекол могут только на стационарном посту. Инспектор должен быть из технадзора, прибор должен иметь сертификат, дату поверки и пломбу. Обязательно попросите показать данный документ. В случае отказа выполнить ваше требование, замер производить нельзя и, по большому счету, вы можете продолжить движение.

Перед тем, как сотрудник ДПС установит датчик, убедитесь, что на его поверхности отсутствует пленка. Иногда подобным образом служивые пытаются гарантировано подвести вас под нарушение.

В большинстве случаев диагностирование тонировки выполняется прибором «Блик». Подключается он через прикуриватель, который должен выдавать 12 вольт (с погрешностью плюс/минус 0,6 В). Вы можете заявить инспектору, что аккумулятор у вас слабенький и не выдает нужного напряжения на прикуривателе, поэтому прибор не сможет выдавать верные результаты. В этом случае сотрудник ГИБДД должен подогнать служебный автомобиль, и подключиться от него.

Замер выполняется в трех различных точках стекла, а среднее арифметическое полученных данных и будет показателем пропускания света стеклом. Но, если инспектор использует «Блик», помните, что диагностирование им можно проводить только в температурном диапазоне от – 10оС до +40оС.

Еще один важный момент. Вы можете усомниться в корректности работы прибора. Мол, недавно измерял на СТО, все было в порядке. Давайте-ка, выполним повторное измерение! Для инспектора это несложно. Но сразу напомните ему, чтобы теперь он пригласил двух понятых – этого требует закон. А вот это уже сложнее! И если процедура поиска затягивается, то это уже административное правонарушение, которое регламентировано статьей 28.5 КоАП РФ. Вы можете предупредить, что собираетесь звонить в полицию с заявлением о нарушении закона. Если сотрудник понимает свою неправоту, он вас отпустит.

Не указывайте инспектору на ошибки, которые он допускает при диагностировании вашей тонировки. Чего доброго он их исправит. А так, вы отразите все нарушения в протоколе. Потом значительно проще будет отстоять свои права в суде.

«Преступление и наказание»

Ранее за нарушение ГОСТа относительно светопропускания автомобильных стекол не только выписывали штраф, но и снимали номера. Новые правила оставили лишь штраф. Сегодня он составляет 500 рублей. Однако если вы в присутствии инспектора удалите тонировку, то будет считаться, что вы на месте устранили нарушение, а потому вам даже штраф выписать не могут.

Если же протокол вам все-таки вручили, можете курсировать с ним сутки. При повторной остановке за тонировку вы можете смело показывать данный документ, чтобы вам не выписали еще один штраф в течение дня.

Как правило, вместе со штрафом выписывается и предупреждение с указанием срока устранения нарушения (обычно это 10 дней). Вы можете проигнорировать данное требование, но при повторной остановке вы можете попасть на штраф вдвое больше, либо быть арестованным на 15 суток. Правда, эти решения уже принимает только суд, поэтому сотрудникам ГИБДД проще выписывать стандартные штрафы.

Очень эффективным способом заставить следовать правилам инспекторов является видеозапись всех действий по установлению светопропускной способности.

Распространенные ситуации

Рассмотрим несколько ситуаций в плане наказания за тонированный автомобиль, которые довольно распространены на дорогах.

Ситуация 1. Сотрудники ГИБДД остановили автомобиль для проверки уровня тонировки стекол. Был вызван другой наряд, у которого имелся измерительный прибор. При измерении стекло не протиралось. Владелец авто не согласился с показаниями и потребовал повторной проверки с привлечением понятых. Сотрудники ДПС в этом отказали и выписали штраф, а за «наглость» еще и сняли госномера.

Понятно, что в данном случае работники ГИБДД произвели целую серию нарушений: замер в неположенном месте, необоснованная задержка гражданина, стекло грязное, без повторного замера по требованию, снятие регистрационного номера. Инспекторы также должны были предложить устранить нарушение на месте.

Постановление о штрафе и действия патруля вы можете обжаловать в суде, но для подачи заявления у вас имеется только 10 дней.

Ситуация 2. После остановки для диагностирования тонировки водитель снял пленку со стекол, пока инспекторы искали понятых. Тем не менее, сотрудники ГИБДД открыли багажник, достали пленку, приложили ее к стеклу и таким способом произвели замер. После этого был выписан штраф.

Естественно, это грубое нарушение правил. Здесь вы не только можете обжаловать постановление о штрафе в суде, но также направить жалобу начальнику на действия его подчиненных и заявление в прокуратуру. Все эти действия опять-таки следует выполнить в 10-дневный срок.

Ситуация 3. Сотрудник ДПС останавливает автомобиль с открытыми боковыми стеклами и просит их поднять, чтобы проверить тонировку. Прав ли он?

Действительно, многие автолюбители при приближении к стационарному посту опускают боковые стекла, чтобы скрыть тонировку. Однако закон дает право инспекторам ГИБДД проверять автомобили на наличие тонированных стекол.